Показатели IQ и EQ

20.02.2020

За последние годы актуальность темы лидерства и развития лидерских качеств заметно возросла в научных кругах. Многие именитые исследователи и ученые усердно развивали свои теории, открывали миру новые решения и пытались применять свои знания в практической деятельности и в экспериментах с участниками разных статусов. Десятилетиями общество стремилось найти ответы на животрепещущие вопросы о сущности истинного лидера, о том, как он принимает решения, как мыслит, как развивает свои навыки и какие именно навыки развивает в первую очередь.

Согласно исследованиям, уровень производительности труда сотрудника может определяться его интеллектуальным коэффициентом. Это означает, что человек, не имеющий нужного опыта работы в сфере, в которой он стремится себя реализовать, может руководствоваться показателями своего IQ, хотя данный факт должен учитываться исключительно в индивидуальном порядке, начиная от базовых знаний предполагаемого сотрудника, заканчивая выбранным видом деятельности.

Развитие IQ может требовать больших усилий и упорства. Некоторые источники сообщают о том, что формирование разносторонних интеллектуальных способностей сопровождается следующими пунктами: развивающие игры, решение головоломок, изобразительное искусство, главная цель которых – стратегическое мышление. В свою очередь, исследования специалистов из центра нейровизуализации при Лондонском университетском колледже подтвердили то, что уровень интеллекта можно значительно повысить, с оговоркой на то, что для этого необходимо постоянно и непрерывно тренировать аналитическое мышление. По мнению зарубежных экспертов IQ изменяется на протяжении жизни человека. Учитывая все вышеперечисленные доводы, можно ли сделать вывод о том, что лидеру, достаточно иметь высокий уровень IQ для того, чтобы достичь своих целей? Или же для того, чтобы проявлять лидерские качества нужно что-то еще?

Большинство ученых, в стремлении найти наиболее универсальные параметры определения лидерства, приходили к поразительным заключениям. Как оказалось, наряду с личностными и профессиональными навыками, большинство людей с явными лидерскими качествами показывали высокие результаты эмоционального интеллекта (EI). Так, ко всему перечню лидерских качеств прибавилось и умение хорошо распознавать, интерпретировать и управлять своими эмоциями и эмоциями окружающих людей. С продолжительным развитием научной концепции возникли и вопросы о том, существует ли безошибочный способ определения индивидуальных показателей людей и возможно ли развитие эмоционального интеллекта для своих собственных целей.

После ошеломительного успеха нововведенной идеи зарубежных экспертов, началось активное производство тестов, измеряющих эмоционально-интеллектуальный уровень. Так появился русскоязычный тест на эмоциональный интеллект, разработанный под руководством д.п.н., проф. Е.А. Сергиенко. Оценка EI по методике ТЭИ – это именно тот долгожданный способ, позволяющий заинтересованным в данной области людям наиболее точно и достоверно определять свои ЭИ способности.

Наряду с аббревиатурой EI появился термин EQ, который в переводе с английского означает коэффициент эмоциональности. Коэффициент эмоциональности (EQ) – это степень экспрессивности человека, а в более простой формулировке, это то, насколько красноречиво человек выражает свои чувства. Коэффициент эмоциональности человека позволяет окружающим легче распознавать, что чувствует их собеседник и вместе с тем настроиться на его восприятие окружающей действительности.

Имея базовые навыки, основанные на научной концепции ЭИ, человек может значительно упростить свои задачи, затрагивающие взаимодействие с людьми, высокую степень концентрации, быстрые решения и ведение переговоров. Однако для того, чтобы получить эту выгоду крайне важно не прекращать тренировать свои мыслительные и эмоциональные способности, ведь именно так можно достичь профессионального успеха в нужной области.